Все о чтении, все для чтения


* Оцениваем умение читать     здесь

* Библиотека детских журналов     здесь


* Сказочная библиотека ХОБОБО    здесь

* Детская электронная библиотека    здесь 

Нормы техники чтения

1 класс
Список литературы на лето
Уважаемые родители! 
Чтобы научиться читать хорошо, ребенок должен читать не менее 10-15 минут в день. Но помните, что первокласснику не рекомендуется читать более 30 минут подряд. Если он хочет вернуться к чтению, то это лучше сделать только после перерыва, продолжительность которого не менее 25-30 минут.
Русская литература
  1. А.С.Пушкин  “Сказка о царе Салтане”,  “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”
  2. Д.Н.Мамин-Сибиряк  “Серая шейка”
  3. Л.Н.Толстой  “Три медведя”,  “Котёнок”,  “Булька”,  “Два товарища”
  4. Н.Носов  “Живая шляпа”,  “Ступеньки”,  “Заплатка”,  “Затейники”,  “Приключения Незнайки и его друзей”
  5. М.М.Зощенко  “Ёлка”
  6. В.Катаев  “Дудочка и кувшинчик”“Цветик-семицветик”
  7. П.П.Бажов  “Серебряное копытце”
  8. М.Пришвин  “Ёж”,  “Берестяная трубочка”,  “Лисичкин хлеб”
  9. В.Бианки  “Как муравьишка домой спешил”,  “Аришка- Трусишка”,  “Кто чем поёт?”
  10. В.В. Медведев  “Обыкновенный великан”
  11. Э.Н.Успенский  “Крокодил Гена и его друзья”,  “Дядя Фёдор,пес и кот”
  12. А.М.Волков  “Волшебник Изумрудного города”

Зарубежная литература:
  1. Г.Х.Андерсен  “Принцесса на горошине”,  “Дюймовочка”,  “Стойкий оловянный солдатик”,  “Русалочка”,  “Гадкий утёнок”
  2. Братья Гримм  “Горшок каши”,  “Золотой гусь”
  3. Ш.Перро  “Спящая красавица”,  “Кот в сапогах”,  “Золушка”,  “Красная шапочка”
  4. Дж.Родари  “Путешествие “Голубой стрелы”
  5. Т.Янсон  “Маленькие тролли и большое наводнение”
  6. А.Линдгрен  “Карлсон, который живёт на крыше”,  “Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел”,  “Карлсон, который живёт на крыше, проказничает снова”
  7. А.Милн  “Винни-Пух и Все-Все-Все”
  8. Р.Киплинг  ”Рикки-Тикки-Тави”,  “Отчего у верблюда горб”,  “Слонёнок”,  “Откуда взялись броненосцы”

Стихи:
  1. Б.Заходер  “Весёлые стихи” “Птичья школа”
  2. С. Михалков  “Про мимозу”,  “Дядя Стёпа”,  “Чистописание”
  3. С.Маршак   “Рассказ о неизвестном герое”,   “Детки в клетке”,   “Школьнику на память”,   “Дремота и зевота”
  4. К.Чуковский  “Доктор Айболит”
  5. Г.Б.Остер  “Вредные советы”,  “Зарядка для хвоста”

2 класс
Список литературы на лето

Старайтесь читать каждый день по 20-25 минут
 1. Бажов П. "Уральские рассказы" 
 2. Балтвилкс Я. "Где ночует дрема?" (стихи) 
 3. Берестов В. "Как найти дорожку" 
 4. Владимиров Ю. "Чудаки" (стихи) 
 5. Бородицкая М. "Последний день учения" 
 6. Детям на потеху (русские народные песни, загадки, пословицы) 
 7. Демьянов И. "Ребятишкина книжка" 
 8. Ершов П. "Конек-Горбунок" 
 9. Заходер Б. Стихи и сказки 
 10. Квитко Л. Стихи для детей 
 11. Киргизские народные сказки. 
 12. Корейские сказки. 
 13. Курляндский А. "Возвращение блудного попугая и другие истории для самых маленьких и самых больших ребят". 
 14. Линдгрен А. "Малыш и Карлсон, который живет на крыше". 
 15. Маршак С. Сказки, песни, загадки 
 16. Матвеева Н. Стихи. 
 17. "Между летом и зимой" (стихи, считалки, загадки, скороговорки) 
 18. Милн А. "Винни-Пух" 
 19. Мориц Ю. "Большой секрет для маленькой компании" (стихи) 
 20. Одоевский В. Сказки 
 21. Прокофьев А. "Шутки-прибаутки " 
 22. Пушкин А. Сказки 
 23. Родари Дж. "Сказки по телефону" 
 24. Русские блины. 
 25. Русские народные сказки. 
 26. Сапгир Г. "Чуридило" (стихи) 
 27. Сказки народов мира (сборник) 
 28. Сказки народов Прибалтики. 
 29. Татарские народные сказки 
 30. Толкин Дж. Р. Р. "Хоббит" 
 31. Толстой А. "Золотой ключик, или приключения Буратино". 
 32. "Тридцать три Егорки" (русские народные скороговорки) 
 33. Хмельницкий В. "Соловей и бабочка" (сказки) 
 34. Цыферов Г. "Как лягушонок искал папу" (сказки) 
 35. Шибаев А. "Язык родной, дружи со мной" 
 36. Экзюпери А. "Маленький принц" 
 37. Янссон Т. "Шляпа Волшебника и другие сказки". 
 38. Японские народные сказки.

3 класс
Список литературы на лето
  1. Андерсен Г.-Х. Сказки 
  2. Барто А. "Думай, думай..." (стихи) 
  3. Бианки В. Повести и рассказы о природе 
  4. Волков А. "Волшебник Изумрудного города" 
  5. Гераскина Л. "В Стране невыученных уроков" 
  6. Голицын С. «Сорок изыскателей» повести 
  7. Григорьев О. «Говорящий ворон» стихи 
  8. Дик И. "В дебрях Кара-Бумбы" повесть 
  9. Драгунский В. "Денискины рассказы" 
  10. Емельянов Б. «Рассказы о Гайдаре» 
  11. Есенин Стихи 
  12. Заходер Б. Избранное 
  13. Коринец Ю. "Там вдали, за рекой 
  14. Куликов Г. "Как я влиял на Севку 
  15. Мамин-Сибиряк Д. Рассказы и сказки 
  16. Маршак С. Сказки, песни, загадки 
  17. Маяковский В. Стихи для детей 
  18. Мориц Ю. «Большой секрет для маленькой компании», «Ванечка» стихи 
  19. Паустовский К. "Золотой линь", "Мещерская сторона", "Корзина с еловыми шишками", "Заячьи лапы» 
  20. Перро Ш. Волшебные сказки 
  21. Пришвин М. "Золотой луг» 
  22. Русские народные сказки 
  23. Сапгир Г. "Четыре конверта" (стихи) 
  24. Синбад-Мореход (арабские сказки) 
  25. Твен М. "Приключения Тома Сойера" 
  26. Толстой А.Н. "Детство Никиты" 
  27. Успенский Э. "Дядя Федор, пес и кот", "Школа клоунов", «Всё в порядке», стихи 
  28. Цыферов Г. "Тайна запечного сверчка"

4 класс
Список литературы на лето
  1. Генрих Сапгир (стихи) 
  2. Евгений Велтистов «Приключения Электроника» 
  3. Юнна Мориц (стихи) 
  4. Александр Пушкин «Борис Годунов», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде»» 
  5. Наталья Кончаловская «Наша древняя столица» 
  6. «Повесть временных лет» 
  7. Дмитрий Герасимов «О поселянине и медведице» 
  8. Савватий (Терентий Васильев) «Азбуковное учение» 
  9. Сергей Аксаков «Детские годы Багрова-внука» 
  10. Андрей Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные самим им для своих потомков» 
  11. Николай Новиков статьи из журналов «Детское чтение для сердца и разума» 
  12. Александр Шишков «Собрание сочинений и переводов» 
  13. Иван Крылов (басни) 
  14. А. Одоевский «Городок в табакерке» 
  15. Антоний Погорельский «Черная курица, или подземные жители» 
  16. Василий Жуковский «Спящая царевна» 
  17. Владимир Даль «Война грибов с ягодами» 
  18. Александра Ишимова «История России в рассказах для детей» 
  19. Алексей Плещеев стихи 
  20. Апполон Майков стихи 
  21. Федор Тютчев стихи 
  22. Николай Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» 
  23. Лев Толстой «Два брата» 
  24. Константин Ушинский «Детский мир и хрестоматия», «Жалобы зайки» 
  25. Александр Куприн «Слон» 
  26. Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки» 
  27. Борис Житков «Морские истории» 
  28. Корней Чуковский «Серебряный герб» 
  29. Даниил Хармс (стихи) 
  30. Юрий Владимиров (стихи) 
  31. Александр Введенский (стихи) 
  32. Евгений Шварц «Два брата» 
  33. Борис Галанов «Книжка про книжки» 
  34. А.Н. Толстой «Сказки и рассказы для детей» 
  35. Михаил Пришвин «Изобретатель» 
  36. Самуил Маршак (стихи и переводы) 
  37. Владимир Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» 
  38. Агния Барто (стихи) 
  39. Юрий Олеша «Три толстяка» 
  40. Аркадий Гайдар «Тимур и его команда», «Голубая чашка» 
  41. Николай Носов «Федина задача» 
  42. Виктор Драгунский «Любит Миша» 
  43. Стихи о детях 
  44. Сергей Козлов «Снежный цветок»
Как помочь ребёнку стать читателем. 
Автор материала: Сургутанова Дарья Викторовна

    Люди перестают мыслить, когда они перестают читать. Д. Дидро К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как к самостоятельному интеллектуальному занятию. Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей.

    Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения. Чтение, как и любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных домашних упражнениях.

    Формирование навыка чтения тесно связано с общим речевым развитием ребенка, поэтому, в случае явных затруднений, следует обратиться за необходимыми рекомендациями к логопеду.

   Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребенка. Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается, чему бы то ни было, в том числе и чтению. 

    Между тем многие третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями.

     Родители нередко сетуют на то, что ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или компьютера.

  Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо.

   Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать?

     Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой?

   Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?

    Как правило, читать любят дети читающих родителей.

 Советы родителям
 Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным 
отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы 
американского  психолога В. Уильямса. 
Вот некоторые из них.
  •  Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

  •  Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

  •  Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

  •  Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).   

  •  На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано, и за какой срок).

  •  Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).

  •  В доме должна быть детская библиотечка.

  •  Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях). 

  •  Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

  •  По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.

  •  Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.

  •  Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

  •  Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

  •  Чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

  •  Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов — пусть дети читают все что угодно!

  •  Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

  •  Пусть дети читают каждый вечер перед сном.




Комментариев нет:

Отправить комментарий