Проектные задачи в начальной школе

Группа математиков "Высшая лига"

Проектная задача
Предмет - математика
Класс - 4
Планируемый педагогический результат -освоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; умение, работая в малой группе, создать конечный продукт – рассчитать смету расходов на ремонтные работы, строительные материалы

Описание проектной задачи
Молодая семья приобрела жилье: 2-х комнатную квартиру. Нужно в этой квартире сделать ремонт (поклеить обои, покрасить потолки и пол) Рассчитайте смету расходов на ремонтные работы. Хватит ли молодой семье на ремонт квартиры денежных средств  в размере 100000 рублей, если жилая площадь этой квартиры 40 м2?
  

 Как решение проектных задач учит школьников действовать в нестандартной ситуации?

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.

Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю в ходе учебного года системно отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников.

Следует также отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся.

Итоговое задание модуля 1
Задача 1
Основной предмет – окружающий мир, связанный предмет – математика
Педагогическая задача -  Какие виды пингвинов могут жить в зоопарке этого города?
 Формулировка условий задачи для учащихся - В городе Дарвина в Австралии среднегодовая температура +30 градусов Цельсия. Данные о месте обитания 4 видов пингвинов и среднегодовой температуре этих мест представлены в таблице.
Соответствие структуре: описание ситуации, содержащей проблему; в этой задаче не скрыта формулировка цели деятельности; одно задание;

Задача 2
Основной предмет – окружающий мир, связанный предмет – математика
Педагогическая задача -  Изучить, оценить - смогут ли эти пингвины жить в Австралии. Составьте рекомендации зоопарку по покупке пингвинов.
Формулировка условий задачи для учащихся - Зоопарк города Дарвина в Австралии собирается закупить четыре вида пингвинов: императорского, королевского, очкового и галапагосского.
Соответствие структуре: описание ситуации, содержащей проблему; в описанной ситуации скрыта формулировка цели деятельности; несколько заданий; описание конечного «продукта» решение задачи направлено на создание "продуктов"; итоговый продукт презентуется и оценивается публично.


Примерная основная образовательная программа начального общего образования

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностя ми и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния  здоровья.
В образовательной программе уделяется большое внимание проектной деятельности. Образовательным учреждениям рекомендуют выделить под проектную деятельность по одному часу в неделю внеурочной деятельности


Проектной деятельности уделяется большое внимание
В последнее время все больше внимания уделяется применению метода проектов в процессе преподавания различных предметов школьной программы. Но почему только в учебной деятельности? В настоящий момент существует множество форм дополнительного образования детей – это и кружки, факультативы, дополнительные занятия в основной школе.

Проектная деятельность дает возможность школьнику активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации получаемых таким образом знаний.

Роль и место проектной деятельности в начальной школе 

Ведущее место среди  методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежат сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы.
“Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности”
В педагогике под методом проектов понимается совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.
Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершаться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Стремительные темпы научно- технологического прогресса предъявляют новые требования не только к самим знаниям, которые должны усвоить учащиеся, но и к способам их получения.
Важно, что проектное обучение личностно-ориентировано, самомотивируемо, следовательно, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении.
В своей работе я стараюсь использовать различные виды проектов, но общим является вовлечение учащихся в коллективную деятельность.
“В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в процессе выполнения заданий практического характера - как обучающихся, так и творческих. Их тематику предлагает учитель, либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер”



Комментариев нет:

Отправить комментарий